FAQ для тех, кто решил заняться лыжным спортом.

Статьи и вопросы о коттеджном поселке

FAQ для тех, кто решил заняться лыжным спортом.

Вы любите кататься на горных лыжах? Если да, то эта статья для вас. Мы расскажем о том, как без ущерба для бюджета (и здоровья, конечно), покорять не только отечественные вершины, но и заграничные.

 

Будьте бдительны!

Чтобы пребывание на горнолыжном курорте доставило вам максимум удовольствия, необходимо придерживаться определенного порядка действий и ряда правил. При этом большинство из них действуют абсолютно везде, независимо от того, в какой стране расположен курорт, каков уровень сервиса и насколько сложны горные трассы. К сожалению, далеко не всегда в компании опытные горнолыжники рассказывают новичкам обо всех нюансах. Одним просто-напросто лень проводить подобный ликбез, а другим многие вещи кажутся само собой разумеющимися, чтобы акцентировать на них внимание друзей. Нередко во время катания опытным лыжникам и сноубордистам надоедает постоянно ждать сотоварищей, едва сползающих по простейшему склону, и в итоге новички остаются предоставленными сами себе. Вот тут-то и начинаются приключения (не всегда веселые), которых вполне можно было бы избежать.

Часто попадают в истории и те лихачи, которые считают себя уже состоявшимися горнолыжниками. При этом опыт их катания ограничивается лишь склонами Ленобласти. А в настоящих горах все по-другому: и порой непростые погодные условия, и коварное влияние высоты, и хитрое переплетение трасс, протяженность которых во много раз превышает спуски на «Игоре» и в Коробицыно. Конечно, вам пригодятся навыки, полученные на курортах

Ленинградской области, но не делайте поспешных выводов о своей «крутости». Многих горы уже поставили на место, сбив спесь и поубавив самоуверенности. На фоне расслабляющей красоты зимних курортов и вашего желания «позажигать», поразив всех своим мастерством, нельзя забывать и о ряде опасностей. Ледяные бугры, обрывы, острые камни, плохая видимость в тумане, сильные порывы ветра и т. д. — все это может возникнуть весьма неожиданно. В горах всегда нужно быть предельно внимательным и уметь правильно рассчитывать свои силы.

Ликбез для новичков от гуру

Что же нужно знать, прежде чем отправиться на европейские зимние курорты? Если вы еще только начинаете кататься на горных лыжах, то, выбирая курорт, не стоит ориентироваться на протяженность трасс и количество подъемников. Скорее всего, у вас не получится везде проехать и подняться больше одного раза на всех подъемниках. Для обучения лучше всего подходят курорты средней величины, с развитой инфраструктурой и обилием легких и средних трасс. Цены на жилье и услуги там, вероятно, будут ниже, но по качеству отдых окажется не хуже, чем на самых модных европейских курортах, таких как Зёльден, Ишгль, Давос или Куршевель.

Для обучения с нуля из опробованных курортов мы советуем финскую Руку. Там все сделано для того, чтобы новичок смог быстро освоить лыжи, втянуться и прогрессировать. Бесплатные подъемники для самых маленьких и неумелых, склоны всех видов сложности и даже склон для могула, сертифицированного FIS, на котором ежегодно проводятся международные соревнования.

Большинство лыжников имеют собственный комплект инвентаря, и его берут с собой, отправляясь в горы. Вы решили лететь самолетом, но у каждой авиакомпании свои правила провоза такого багажа. Их незнание может привести к различным неприятностям — от необходимости внесения дополнительной платы, которая может быть немалой, до отказа авиакомпании погрузить ваш багаж на борт самолета.

Некоторые предпочитают брать снаряжение в прокат на курорте. В пункте проката вы называете сервисмену размер обуви, вес и рост, а также высказываете пожелания по части оборудования. Никаких залогов в Европе оставлять не принято, но паспортные данные сообщить придется. У такого варианта есть свои плюсы. Инвентарь вы, скорее всего, получите новый или почти новый. Кроме того, он будет подготовлен, то есть заточен и обработан парафином. Если у вас нет особых предпочтений, то вы сможете неограниченное количество раз поменять его, чтобы попробовать разные по характеристикам комплекты. Через неделю таких экспериментов вы уверенно скажете, какие лыжи или борд вы хотели бы иметь. Оборудование предоставляется в пользование как на сутки, так и на все время пребывания.

Что касается цен, то аренда полного комплекта снаряжения на день обойдется примерно в 20–40 евро. Цена будет зависеть от класса оборудования, его новизны, срока проката, ну и конечно, от уровня цен на курорте. Крепления лыж и сноуборда вам подгонят под размер ботинок. Но если вдруг прямо на склоне вы решите поменяться снаряжением с товарищем, у которого другой размер ноги, или по каким-то причинам у вас возникнет необходимость подрегулировать крепления, то можно воспользоваться отвертками, которые на некоторых станциях подъемника обычно находятся на специальном щите. Впрочем, некоторые (особенно сноубордисты) предпочитают возить с собой свой комплект отверток и шестигранников.

В прокат можно взять и горнолыжную маску (очки), которые защитят глаза от ветра, снега и слепящего солнца. Впрочем, маску и шлем лучше купить, подобрав наиболее удобную и подходящую модель. Если вы планируете кататься регулярно, то обзавестись шлемом необходимо!

Помните, всегда надо правильно определить свой уровень катания, так как от этого зависит все остальное. Новичку необходимо понять, какое катание он предпочитает: трассы, фрирайд, парки, бугрятник и т. д. Если хочется широченных подготовленных трасс для разнузданного карвинга, то это, конечно же, Австрия, Швейцария. Ради фрирайда обычно едут во Францию — это места вроде Шамони. Также стоит уточнить информацию об удаленности места проживания от склонов, особенно если вы не берете машину в прокат, а собираетесь пользоваться общественным транспортом.

Всегда лучше присоединиться к кому-нибудь, кто уже организовывал такие поездки. Только прежде выясните, совпадают ли цели поездки и уровни катания. А то ведь заведут туда, откуда вас придется снимать с помощью вертолета, а потом еще и ругаться будут: «Там же все просто!»

Или наоборот: возьмете вы с собой таких, кто только плугом умеет ездить, и возненавидите своих попутчиков уже через час. Хотя на этот случай всегда есть лыжные школы. Если вы едете в одиночку, то есть смысл нанять гидов. Они покажут интересные места, которые сам и не найдешь, а заодно составят вам хорошую компанию.

Для связи на склоне, помимо мобильного телефона, удобно использовать рации. Кстати, это гораздо более экономичный вариант. Если вы катаетесь компанией, то наличие нескольких раций даст возможность постоянно контролировать местонахождение друг друга и существенно ускорит встречу. Главное — не забывайте заряжать аккумуляторы или берите с собой запасной комплект батареек перед катанием.

Важно: оказавшись в горах, в непривычных условиях, ваш организм тут же напомнит вам об этом ноющими руками, ногами и спиной. Необходимо правильно дозировать нагрузку. Первый день — пробный, раскаточный. Не стоит пускаться во все тяжкие и пытаться узнать, где тут самое красивое место. Катайтесь в щадящем режиме, с перерывами на глинтвейн или чашечку кофе на солнечной террасе.

Очень хорошо, если в вашем отеле есть бассейн с сауной или неподалеку аквапарк. Водно-банные процедуры — это как раз то, что нужно уставшим ногам. Во второй день можно уже попробовать нагрузить себя, покататься везде и продлить удовольствие до закрытия подъемников. Третий день традиционно делается днем отдыха. Посвятите его экскурсиям по окрестным городам или шопингу.

Обратите также внимание на высоту подъема. Не стоит на первый или второй день ехать на ледник, ведь многие люди подвержены горной болезни уже на 2000 м. Были случаи, когда люди, поднявшиеся в кабине подъемника с отметки 2100 м на 2600 м, не смогли выйти из нее и были вынужден спускаться вниз на подъемнике.

Множество баров и кафе для après ski открыты для посещения до поздней ночи. Но не стоит злоупотреблять, если вы хотите с утра успеть «порвать вельвет», («вельветом» называют трассу, выровненную ратраком, след от которого еще не рассечен лыжами и бордами. Этот характерный рельефный след, оставляемый зубьями ратрака, рисунком напоминает вельветовую ткань. — Примеч. авт.) прекрасно подготовленных за вечер и за ночь трасс.

Ну и в любой день будьте предельно бдительны и осторожны. Ведь горы, даже такие «прирученные», как Альпы, таят в себе множество опасностей. Поэтому перед поездкой удостоверьтесь, что ваша медицинская страховка покрывает горнолыжные риски. Если вы, не дай бог, получите травму на склоне, то по обычной страховке никто не станет возмещать вам затраты на лечение, которое в Европе стоит очень дорого.

Про подъемники

Горнолыжный подъемник — сооружение, предназначенное для подъема горнолыжников и сноубордистов к месту начала спуска. Наиболее часто встречающиеся виды подъемников:

• бугельные — подъем осуществляется посредством закрепленного на тросе бугеля. Бугеля могут быть выполнены в виде резиновой «тарелки» или пластиковой Т-образной перекладины. На Т-образной перекладине возможен подъем вдвоем.

Важно! Как только вы достигнете места высадки (как правило, на подъемнике установлены соответствующие таблички), освободите бугель и немедленно отойдите в сторону. Не принимайтесь прямо на месте схода застегивать крепления сноуборда или всовывать руки в ремешки горнолыжных палок — помните, что за вами поднимаются другие горнолыжники, и если вы замешкаетесь, то встреча неизбежна;

• кресельные — подъем в прикрепленных к тросу креслах. В зависимости от количества мест, на которые рассчитано кресло, различают 1-, 2-, 3-, 4-, 6-, и 8-местные подъемники. На некоторых креслах установлена система подогрева, радующая горнолыжников в морозную и ветреную погоду. Небесполезны и защитные пластиковые колпаки, которые можно опустить в случае непогоды;

• гондольные — наиболее удобные и комфортные; к тросу прикреплены кабины. Специальное устройство замедляет движение кабины в зоне посадки и высадки.

Различают два вида гондольных подъемников:

а) маятниковый (на прямой и обратной ветке подвешены две большие кабины, двигающиеся навстречу друг другу; работник подъемника контролирует процесс);

б) одностороннего движения (к тросу подвешено множество рассчитанных на несколько человек кабин, движение которых осуществляется «по кругу», аналогично кресельным подъемникам);

• ленточные — движущаяся гибкая дорожка, используемая на коротких пологих склонах. Удобна в качестве детского подъемника: просто встаете на нее и едете.

Станция — сооружение подъемника, являющееся его конечной или пересадочной точкой. У каждой станции есть название, что облегчает ориентирование на трассах. На некоторых станциях есть кассы, пункты проката, кафе, туалеты, магазины и др., другие используются лишь как транзитные точки, без какой-либо инфраструктуры.

Помните! У каждого подъемника свой график работы. А на огромном европейском курорте, где конечные точки разных трасс порой находятся по разные стороны горного массива, далеко не всегда достаточно просто спуститься со склона, чтобы добраться до гостиницы или места стоянки машины. Иногда для этого нужно сделать несколько пересадок на разных подъемниках.

Так что если вы решили кататься «до последнего», постарайтесь рассчитать по времени свои перемещения.

Про трассы

Все трассы подразделяются по уровню сложности. В Европе уровни обозначаются разными цветами, нанесенными на знаки (как правило, это круглые таблички, стоящие в начале трасс и на пересечении). Кроме того, вдоль трассы могут стоять вешки соответствующего цвета.

Обозначение горнолыжных трасс в Европе:

• зеленые — самые простые, для начинающих. Они обычно представляют собой широкие пространства с небольшим уклоном, расположенные у основания горы;

• синие — простые ровные трассы, без больших уклонов;

• красные — скоростные трассы среднего уровня сложности, для уверенно катающихся. Уже и круче синих;

• черные — трассы высокого уровня сложности, для хорошо подготовленных лыжников и сноубордистов. Уровень их сложности может сильно различаться — от чуть более сложных, чем красные (иногда вся трасса может соответствовать уровню красной, но один спуск очень крутой), до весьма крутых и опасных. Не все черные трассы обрабатываются ратраком.

Трассы очень высокой сложности маркируют оранжевым и желтым цветом. Или обозначают сдвоенным черным кружком (принято в Скандинавии). Так что, как говорится, «Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой».

Про абонемент на подъемник (ski-pass)

Варианты ски-пасса различаются как по времени, так и по зоне охвата. Существуют, например, абонементы на один подъем, на один или два часа, на полдня, а также на один или на несколько дней. Кроме того, одни ски-пассы действуют на всех подъемниках, а другие — лишь на определенных. Абонемент может распространяться на зону катания не только одного курорта, но и всех окрестных (в этом случае он, как правило, продается на несколько дней). Чем на больший срок вы покупаете абонемент, тем дешевле обойдется ежедневное катание. Но всегда нужно помнить, что погода может резко измениться, а при плохой видимости, сильном ветре или снежном буране подъемники работать не будут. Впрочем, даже в хорошую погоду вам наверняка захочется сделать перерыв и осмотреть местные достопримечательности. Так что если вы приехали на неделю, то есть смысл приобрести абонемент «шесть дней из семи» — один «подстраховочный» день на отдых.

Важно!

Прежде чем выбрать маршрут катания, внимательно изучите карту. Каждая трасса (так же как и каждый подъемник) имеет свой номер. Учтите, что не всегда легкая синяя трасса остается такой до самого низа — иногда она перетекает в красную, а то и в черную. Хорошо, если отрезок синей трассы заканчивается у гондолы, в которой можно спуститься вниз, или у транзитного подъемника, на котором можно переехать на другую синюю трассу. А если нет? В этом случае неуверенно катающиеся могут попасть в весьма непростую ситуацию.

Во время спуска следите за информацией, размещенной на всевозможных указателях и табличках. Это поможет вам не сбиться с пути и не попасть на закрытую трассу (даже обозначенные на карте трассы и подъемники периодически закрывают). Очень удобны большие щиты, на которых стрелками показано расположение трасс относительно данного места. Карты склонов с номерами трасс и подъемников обычно вывешены у нижних станций, а также на всех крупных пересадочных станциях. На них указывается, какие подъемники в данный момент работают и какие трассы открыты. Иногда там же можно найти информацию о погоде и лавинной обстановке. Карманную карту склонов вы можете взять в кассах при покупке ски-пасса или в своей гостинице, на ресепшн.

Тем, кто впервые приехал в горы, особое внимание стоит уделить режиму катания. «Во всем нужно знать меру», — не забывайте об этом важном правиле!

Местоположение

Контактная информация

Адрес

Связь