Строительство причалов

Строительство причалов

Если Вы оказались тем редким счастливчиком, чей загородной участок раскинулся на берегу водоема, то наша сегодняшняя статья будет для Вас как никогда актуальна. А, если у Вас есть лодка, катер или маленькая яхта, то тем более. Сегодня мы будем говорить о строительстве причалов. Для того чтобы построить причал на берегу водоема, для начала нужно верно выбрать материал, затем подготовить площадку под отмостку, снять дерн, утрамбовать грунт, проложить дренажные каналы и сделать свайный фундамент.

 

Водоем на участке одушевляет всю картину сада, придает ей живость и свежесть. Неважно, искусственный это прудик или роскошь природного ландшафта, по счастью оказавшаяся частицей загородного владения. Но при всем великолепии вода — среда особая, требующая специального подхода и в переносном, и в прямом смысле.

Заболоченные берега речушки или озера либо идеально ровные, но все же нуждающиеся в укрытии границы рукотворного водоема — сооружение помоста необходимо, чтобы иметь возможность любоваться водной гладью. Особый случай такого строительства — возведение причала для лодки или яхты.

Вода и дерево — таким сочетанием никого не удивишь. Более того, оно максимально естественно для восприятия. Поэтому так органично выглядят замощенные деревом площадки-патио с декоративными водоемами регулярного формата, протянувшиеся вдоль бассейна деревянные террасы или мостки над озером. В создании всех этих конструкций много нюансов, но есть и нечто общее: верно выбранный материал, который и взор порадует, и выдержит постоянное соседство влаги.

Искусственные реки, деревянные берега…

Правильная геометрическая форма небольших и, главное, неглубоких водоемов, расположенных в саду, требует специфического обрамления. Сами водоемы делаются из бетона, поскольку именно этот универсальный материал способен дать им «строгий, стройный вид» без лишних затрат, но берега, как правило, требуют защиты и декоративного укрытия.

Все, что сказано о декоративных водоемах правильной формы, можно сказать и о спортивных бассейнах. Отмостка из дерева, особенно с рифленой поверхностью (на языке профессионалов «вельвет»), — в этом случае лучший вариант.

Идеальный материал — террасная доска. Высокая плотность древесины и некоторые особые свойства пород дерева гарантируют таким отмосткам долгую жизнь на открытом воздухе. Впрочем, существующий искусственный аналог, например синтетическое покрытие Aikona, визуально и по характеристикам (прочности и надежности, отсутствию скольжения) часто нисколько не хуже, чем натуральное дерево, при этом существенно дешевле. Есть и другие аналогичные материалы: Dek-King® (Великобритания), Flexiteek (Швеция), Marindeck 2000® (Нидерланды).

Плюсы синтетического мощения: долговечность в сравнении с хвойными породами, постоянство цвета, небольшой вес, отсутствие необходимости в зазорах при монтаже. Поверхность не нуждается в периодической пропитке маслом, как, например, настил из натурального тика, и не скользит, даже когда она покрыта водой. К недостаткам можно отнести значительный нагрев под воздействием солнечных лучей. Технология производства покрытия позволяет добиться не только цветового сходства с деревом, но и имитации текстурных особенностей, таких как рисунок волокон. Стоит материал из пластика от 4000 до 5500 руб. за квадратный метр.

Стандартная толщина террасной доски — 22 и 44 миллиметра. Для настилов на берегу водоема предпочтительнее толстые доски — они незаменимы в конструкциях, соседствующих с влажным грунтом. Дренирование на берегу естественного водоема при этом обязательно; важно также обратить внимание на выбор лаговой конструкции.

Если берег озера или реки заболочен, надо тщательно подготовить площадку под отмостку: снимают дерн, грунт тщательно утрамбовывают, причем с небольшим уклоном в сторону водоема, создают дренажный слой — делается отсыпка мелким гравием (фракция 5–20, стандартная высота — 300–500 мм), в нем прокладываются дренажные каналы.

Если берег крут, то, чтобы выдержать горизонталь отмостков, часть их следует установить на сваи или, при небольшом уклоне, на опорные столбики, позволяющие регулировать высоту настила. При необходимости поднять мостки выше двух метров делают свайный фундамент или используют деревянные столбы либо стальные трубы.

Обработка отмостков составами, препятствующими возгоранию (антипиренами), позволяет размещать непосредственно на них переносные печи-барбекю, садовые очаги, грили или мангалы.

Причал должен быть надежным

Яхтинг — восхитительное занятие, без которого и роскошь не роскошь. Неудивительно, что недвижимость на берегах водоемов пользуется исключительным спросом, а наличие в поселке яхт-клуба — всегда признак элитарности. Организованные коттеджные поселки предлагают обитателям «поселковые» пирсы и эллинги (правда, стоимость их аренды часто вызывает шок у людей, знающих цену деньгам). Держать судно у собственного причала гораздо приятнее и дешевле, и если не пугают формальности (получить разрешение на возведение и эксплуатацию построек в прибрежной защитной полосе очень сложно — приходится пройти множество согласований, включая государственную экологическую экспертизу, проводимую Росприроднадзором), то можно построить «родной» причал.

Для частного «малого флота» существует всего два варианта пирсов: свайные (стационарные) и понтонные (плавучие). Причалы на сваях в России использовались давно — в некоторых морских портах страны до сих пор стоят те, что строились в царские времена.

Оптимальной древесиной для свай считается лиственница, уникальная по устойчивости к воздействию воды. Но сегодня есть альтернатива деревянным опорам — металлические. Плюс таких свай еще и в том, что они регулируются по высоте. Часто это самое лучшее решение, особенно если приоритетом становятся простота и легкость. Причалы на металлических опорах надежны и безопасны, они опускаются и поднимаются при помощи специальных механизмов, так что поверхность остается сухой даже при больших волнах. Горизонталь причалов на сваях составляют бетонные плиты, а декоративный верхний слой — как правило, террасная доска, по-английски deck. Это же слово в английском языке обозначает палубу корабля.

Если грунт в месте строительства слишком мягкий, то лучше сделать понтонный причал, поскольку сваи придется забивать слишком глубоко. Это, к слову сказать, заметно дешевле, чем строительство стационарного причала, особенно с учетом необходимых работ по подготовке дна. Но при сильном течении реки надежно закрепить легкий модульный причал будет проблематично. Еще одно «но» — эстетическая сторона.

Причал на территории сада — часть ландшафтного дизайна, причем в самом красивом уголке, у воды. Поэтому немалое значение имеет эстетика сооружения. Большинство архитекторов — ярые противники понтонов. Их можно понять: стационарный причал всегда смотрится выигрышнее. Склонить проектировщика усадьбы к выбору понтона может разве что «юридический» аргумент: на установку понтонов, как правило, легче получить согласование, а при возникновении проблем их легко демонтировать. С другой стороны, вбивая в дно сваи, владелец как бы закрепляет за собой акваторию.

Понтонные причалы могут быть бетонными или из пластика. Плавучие причалы на пластиковых понтонах обычно протягиваются на 3, 4 или 5 м и состоят из сходней и основной части. Кроме того, они часто бывают модульными — из отдельных элементов, напоминающих конструктор Lego. Такие причалы без труда трансформируются — можно даже изменить конфигурацию, вплоть до полной разборки и сборки по новой схеме.

Понтоны из бетона отличает надежность, поскольку этот материал прочен и не подвержен коррозии, то служит веками. Технология строительства на бетонных понтонах позволяет построить плавучий причал для катера или яхты на любое количество парковочных мест и произвольной конфигурации, а также причал для самолета-амфибии или гостиницу на воде.

Существует набор дополнительных элементов для причала. К ним относятся ограждения, которые должны надежно и быстро крепиться на болтах к основе причала, скамейки из алюминия или дерева, спусковые лестницы. Кроме того, на стационарных причалах можно устраивать уголки отдыха.

В некоторых странах, кстати, жестко регламентируется использование пропиток для деревянных настилов причальных сооружений. Формально эти ограничения не касаются владельца яхты, решившего обзавестись собственным причалом, но с точки зрения личной ответственности каждого человека перед природой — это важно.

Практичность, эстетичность, цена — все это крайне важные характеристики причалов. Но нельзя пренебрегать и экологичностью. Желаем Вам удачи в освоении этой науки и, конечно, попутного ветра Вашему судну, которое отчалит от нового, свежевыстроенного причала!

Местоположение

Контактная информация

Адрес

Связь