Мощение дорожек

Мощение дорожек

Потребность в создании дорог с каким-либо всесезонным покрытием возникала во всех обществах, начиная со стародавних времен. Грунт от воды раскисает, теряет несущую способность, превращаясь в топкую суспензию. Поэтому весной и осенью (в период снеготаяния и дождей) в России наступает распутица. Необходимо все поверхности, по которым передвигаются круглый год, стабилизировать каким-либо покрытием, или замостить. О мощеных поверхностях — мостовых — мы и поговорим.

Для укладки каменных мостовых использовались местные каменные материалы. Песчаник и известняк, обладающие высоким водопоглощением, в северных регионах показали меньшую долговечность, чем дощатый настил. У нас, в России, «каменные мостовые» означали «булыжные». Цокот копыт по петербургским булыжным мостовым воспел не один поэт. Асфальтное покрытие, пришедшее на смену брусчатке, практически сделало технологию мощения лишь поэтическим и песенным наследием. Однако сегодня, когда в быту и строительстве мы используем в основном не природные материалы, а произведенные промышленностью с разной глубиной переработки, способов замостить поверхность существует много. С XVI века в Западной Европе для мощения стали применять клинкерный кирпич. У клинкера очень много достоинств, но основное из них — долговечность. В Летнем саду в Петербурге хорошо сохранились фрагменты клинкерного мощения, выполненные еще при жизни Петра I.

Позже появились и другие материалы. Промышленная продукция отличается разнообразием, а перечень технологий устройства дорог и площадок «с покрытием» можно читать с тем же любопытством, что и ресторанное меню: подробный перечень обязательно будет содержать слова, значение которых большей части аудитории будет неясно. В этой статье обсудим наиболее распространенные способы создания мощеных поверхностей.

Требования к материалам

Требования к материалам для мощения зависят от назначения мостимой площадки. Одно дело дороги общего назначения в поселках, другое — проезды на участках и третье — пешеходные зоны. Во-первых, водоотвод. Все площадки и проезды должны либо дренировать воду, оставаясь с сухой поверхностью, либо иметь выпуклый профиль для стока воды к краям.

Во-вторых, истираемость. Парковочные площадки, на которых крутятся в тесноте легковые машины с шипованной резиной, очень быстро превращаются в исполосованные неряшливые зоны. Для таких площадок не годится ни гранит, ни бетонная плитка, ни цементный бетон.

В-третьих, внешний вид. Тут сложно описать четкие критерии, но, думаем, некоторые выводы очевидны даже без обсуждения: эстетическое восприятие серой доски, намывного песка, травяного газона и клинкерного мощения совершенно различно. Если последнее универсально, то первые три имеют ограниченные сферы применения.

Выбор материала для мощения

При осуществлении выбора всегда следует сформулировать для себя цели и определить ресурсы для их достижения.

Сопоставление ценности тех или иных целевых параметров с объемом наличных ресурсов на их достижение и позволяет осуществлять выбор.

Дорожные покрытия разделены на «твердые» и «мягкие», для пешеходных дорожек и площадок возникают промежуточные решения.

Несколько соображений о клинкере

При производстве дорожного клинкера нормируется девять основных его эксплуатационных характеристик: 1) плотность; 2) водопоглощение; 3) морозостойкость; 4) прочность при сжатии; 5) прочность при изгибе; 6) истираемость; 7) высолообразование; 8) сопротивление скольжению; 9) характеристики формы и внешнего вида изделий.

Но первое и главное, что нужно знать о клинкере: клинкерный кирпич больше не является чем-то недоступно-дорогим.

Мощение и дизайн

Дорожки и мощеные площадки на участке всегда являются важным элементом дизайна, а нередко и системообразующим. При этом тип мощения должен соответствовать как общей ландшафтной композиции, так и архитектурному стилю строений. Одновременно с этим в каждой зоне мощения должна учитываться предполагаемая нагрузка. Ответственно нужно подойти к мощению въезда на участок. Въезд – это то самое пресловутое первое впечатление, которое, как известно, не произвести дважды. Новый тренд современности – на загородном участке встречают по мощению… и мощением. Жесткие материалы для мощения (камень, бетон, клинкер) в этом плане позволят вам «не ударить в грязь лицом». Клинкер — наиболее долговечный вид покрытия, более даже долговечный, чем плиты известняка или черная брусчатка из габбро-диабаза. Во-первых, клинкер прочнее натуральных камней (например, он прочнее известняка в 5–7 раз). Прочность клинкера выше 450 кг/см². Во-вторых, клинкер имеет почти нулевое водопоглощение (около 2%). Низкое водопоглощение не дает камню впитывать воду, в результате с наступлением морозов не происходит разрушение камня расширяющимися кристаллами льда.

Теперь о достоинствах скрытых, о которых говорят редко, но которые очень важны для пользователя. Одно из них — клинкер не полируется при эксплуатации. В отличие от натурального камня, который шлифуется под ногами и со временем неизбежно становится скользким при увлажнении, клинкер сохраняет шероховатость. Это обеспечивает ему нескользящие свойства даже через десятки лет работы. Другое преимущество - клинкер не царапается шипованной резиной автомобильных колес. Поверхность клинкера усеяна кристаллами и микрокристаллами кремнезема, который тверже закаленной легированной стали автомобильных шипов. Еще из неявных достоинств клинкера - возможность многоразового использования и смены назначения. Если бетонные дорожные камни и известняковые или гранитные плиты приобретают неравномерный окрас при длительном нахождении в качестве дорожного покрытия, то клинкерный кирпич остается ровноокрашенным и может быть переложен, например, на ребро или с дорожки в отделочную кладку цоколя или в стенки колодца.

Что же касается дизайнерской фантазии, то широкий выбор формы и размеров современных материалов позволяет реализовать практически любую композицию.

Прямоугольные, квадратные и клиновидные кирпичи могут укладываться елочкой и плетенкой, перпендикулярными, диагональными и перевязанными рядами, кругом, с крестовым швом и т.д. Различные конфигурации и мелкоштучность материала идеально подходят для плавных дорожек с изгибами и поворотами, характерных для деревенского стиля, а также все более популярных в современном ландшафтном дизайне японских мотивов. Для небольших участков, кстати, линии дорожек с плавными изгибами – хорошее средство зрительно расширить пространство. В тоже время и на больших участках, где может быть более уместен рисунок строгой геометрии, можно использовать тротуарную плитку большего размера или плитняк. Извилистые дорожки из плитняка, напротив, трудоемки в монтаже: плиты нужно будет резать для подгонки их друг к другу и выравнивания краев дорожек. Булыжник, обладающий специфической декоративностью, не всегда применим из-за того, что такое покрытие может быть неудобным для ходьбы. Нередко бывает ситуация, когда требуемые в дизайнерских или технических целях площади мощения ограничивают зеленую зону участка. Компромиссным вариантом в этом случае будет плитка с отверстиями, которые после укладки плитки заполняются плодородным грунтом, смешанным с семенами газонных трав. Образно говоря, и плитки целы, и травка растет.

Цвет является важным элементом дизайна, поэтому цветовая гамма современных материалов для мощения включает практически все оттенки от белого до черного. Можно выбрать «спокойные» цвета для «кантри» или восточного ландшафта, либо использовать сочетания разных цветов с резким переходом, свойственных, к примеру, для модерна. У клинкерного кирпича цвет очень стоек, поскольку обеспечивается минералами, образующимися при обжиге исходной глины, а не красителями. Цвет равномерен по всей толще клинкерного кирпича и не меняется внутри партии.

При выборе цвета стоит учитывать тот факт, что неокрашенные материалы стоят значительно дешевле. Бюджетные сорта песчаника имеют скучный серый цвет, а серая тротуарная плитка также дешевле цветной.

Надеемся, что наши советы помогут вам создать красивые дорожки, которые будут не только функциональны, но и впишутся в общий концепт вашего участка.

Местоположение

Контактная информация

Адрес

Связь